1. Обращения.
Распространенными формами обращений в Савийе являются «сударь/сударыня», «господин/госпожа (фамилия)».
Также широко распространены обращения по титулу:
- по титулу без фамилии (герцог/граф/маркиза/баронесса);
- по должности/званию (господин канцлер/фельдмаршал/полковник). Между военными и сановниками высоких чинов и должностей «господин» может опускаться (просто генерал/полковник/и т.д.).

Обращение также может зависеть от титула, особенно при значительной разнице в положении говорящих.

Существующие варианты обращений:
- К императору/императрице – Ваше императорское Величество.
- К королю/королеве - Ваше королевское Величество, Сир/Мэм (не зависимо от возраста и матримониального проложения).
- К принцам/принцессам - Ваше Высочество.

В обществе, где присутствуют одновременно представители императорской и королевской семьи, добавление ремарки «императорское»/«королевское» становится обязательным дабы подчеркнуть, что первые находятся выше в иерархии титулов.
Сказанное выше справедливо также и для наследников императорской и королевской семьи: «Выше императорское Высочество», «Ваше королевское Высочество».
Отсутствие в публичной беседе соответствующей ремарки может быть дополнительным способом выразить к монарху отношение – возвысить или унизить его.

Обращения к другим титулованным особам:
- К герцогам - Ваша Светлость, монсеньор.
- К маркизам и графам - Ваше Сиятельство.
- К виконтам и баронам – Ваша Милость
Два последних титула используются главным образом простолюдинами. Также для них допустимо обращение «милорд» к любому дворянину.
Иногда, чтобы подчеркнуть своё расположение к собеседнику, допустимо добавить притяжательное местоимение «мой/моя», например: «мой король», «моя принцесса» и т.д. Однако в случае с дамами проявляйте осмотрительность! Ваши слова не должны звучать, как флирт и претензия определенного рода!

Жены и дочери носят титул, соответствующий титулу их мужа/отца: герцогиня/графиня/винконтесса/баронесса.
Вдовы добавляют к титулу маркер «вдовствующая герцогиня/графиня/виконтесса/баронесса».

Наследники (в том числе являющиеся представительницами прекрасного пола) носят т.н. «титул учтивости» - старший из списка титулов, принадлежащих отцу. Обыкновенно это - следующий по старшинству титул (например, наследник герцога - маркиз), но не обязательно. В общей иерархии место сыновей владельца титула определялось титулом их отца, и никак не «титулом учтивости» (сын маркиза, носящий титул графа, стоит выше просто графа).

2. Общие правила хорошего тона.
Представление.
Кавалер представляется даме, называя своё имя, титул и должность/звание (если, конечно, не желает во что бы то ни стало его скрыть). Дама представляется в ответ аналогичным образом (только должностей у дам обычно не бывает).

Если представляет кто-то третий, то сначала называет даме имя и всё прочее кавалера, затем представляет даму. Не наоборот!
При взаимном представлении лиц одного пола сначала представляют того, кто занимает более низкий социальный статус, потом - занимающего более высокий.

Если дама стоит, кавалеру сидеть неприлично. Также непозволительно сидеть в присутствии особ королевской крови, если только оные особы сами не предложат присутствующим садиться.
При появлении дамы кавалеру следует встать и сесть не раньше, чем усядется дама.
При появлении короля или королевы все присутствующие встают. Обладатели высоких титулов (от графа и выше) делают низкий поклон (дамы - реверанс) и поднимаются. Обладатели более низких титулов остаются в поклоне (реверансе) до тех пор, пока король (королева) не пройдёт мимо или не даст знак подняться. Эти же правила действуют при разговоре с коронованными особами.
Руку для поцелуя подаёт дама, если не возражает, чтобы оную руку ей поцеловали. Подаёт на той высоте, на которой сама считает нужным. Хочет - на уровне плеча, хочет - чуть выше талии. Кавалеру остаётся наклоняться до соответствующей высоты.
В некоторых случаях кавалеру допускается взять руку дамы для поцелуя, если дама не станет её отнимать.
При разговоре не следует неотрывно смотреть собеседнику в глаза. Прямой взгляд в лицо в некоторых случаях может быть воспринят как дерзость или даже вызов. Коронованным особам смотреть в глаза не следует тем более.
На правое колено опускаются только особами королевской крови. Перед дамами (кроме королевы) - на левое. В танце - на левое.

3. Бальный этикет.
Как правило, на танец кавалер приглашает приглянувшуюся ему даму.
Для этого он подходит к ней и кланяется, подавая правую руку. Соглашаться дама не обязана и объяснять причину отказа тоже. Приглашая замужнюю даму, желательно спросить позволения супруга (во всяком случае, если таковой стоит рядом), незамужней - отца или брата.
Если приглашение приняла на свой счёт другая дама и ответила на его, кавалеру остаётся только танцевать с этой дамой.
В принципе, даме не возбраняется пригласить кавалера, однако злоупотреблять этим не стоит.

Даме можно отклонить приглашение на танец, если:
- танец уже обещан;
- дама уже танцевала с этим кавалером три танца за вечер или предыдущий танец;
- дама хочет пропустить танец - не танцевать, а отдохнуть;
- приглашающий кавалер без перчаток.
В любом другом случае дама была обязана принять приглашение. В любом случае, отказав одному кавалеру в танце, она уже не может принять приглашение от другого на этот же танец.

Если дама отклонила приглашение, неприличным считается кавалеру тут же приглашать другую даму, тем более стоящую рядом.

Неприлично приглашать даму, которой Вы не представлены. Для этого лучше всего либо найти человека, который согласится Вас представить, либо, в крайнем случае, представиться самостоятельно.

Настоятельно рекомендуется, придя на вечер с дамой, станцевать с ней допустимое число танцев (обычно - 3). Верхом бестактности было бы танцевать все время с другими. Не удивляйтесь, если к концу вечера она предпочтет, чтобы домой ее проводил кто-то другой.
Однако неприлично танцевать много с одним и тем же партнером. С партнером, не являющимся женихом/невестой, можно танцевать не более трех танцев за вечер, а также нельзя танцевать два танца подряд.

Если дама нечаянно забыла, что дала слово, и в то время, как она идет танцевать с другим кавалером, является первый, то ей следует извиниться. Чтобы выйти из этого неприятного положения, лучше всего совсем отказаться от танца или предложить первому кавалеру танцевать с ней другой танец.

Но кавалеру пригласить даму и забыть потом об этом не только самая непростительная невежливость, но просто грубость; в подобном случае он совершенно справедливо навлекает на себя гнев приглашенной им дамы и всего общества.

В ситуации, когда Вашу спутницу пригласил на танец Ваш знакомый, галантным будет пригласить его даму, чтобы она не осталась в одиночестве.
Во время танца кавалер и дама не должны быть слишком далеко друг от друга, но и не нужно прижиматься друг к другу. Танцуя с дамой, одетой в декольтированное платье, кавалер не может позволить себе держать ее за обнаженные плечи или спину.

Танцующий кавалер никогда не смотрит себе под ноги, даже чтобы удостовериться, что он правильно выполняет все шаги. Кавалеру следует держаться прямо, с достоинством.

По ходу танца к колонне могут добавляться новые пары, которые вступают с начала проведения (проведение - повторение музыкального фрагмента).Новые пары пристраиваются строго в хвост колонны. Занять место в начале колонны перед самым началом танца может только король или распорядитель бала, заранее занявший это место или спросив согласие на этой у пары, вставшей первой раньше него.
По завершении танца партнёры кланяются друг другу, после чего кавалер должен проводить даму на её прежнее место или туда, куда она укажет.

Приглашая даму на танец, безукоризненным с т.з. этикета считается поклониться шесть раз:
- спутнику дамы перед тем, как спросить у него разрешение пригласить его даму на танец;
- самой даме во время непосредственно приглашения;
- даме перед началом танца, благодаря её за оказанную честь;
- даме по окончанию танца, благодаря за танец;
- даме, вернув её кавалеру и поблагодарив за оказанную честь;
- кавалеру, благодаря за то, что позволил ангажировать свою даму.

Чуть больше о бальном этикете можно узнать <здесь>.

@темы: культура, тринадцатый час, фольклор